Зачем человеку искусство?

Искусство существует миллионы лет. 
Тихо ли, незаметно ли, 
или скандально и провоцирующе. 
Искусство существует. 
Академии выпускают художников, 
музеи стоят, выставки проходят. 
И до сих пор, охотно и активно употребляя 
это слово и в здравых рефлексиях 
на тему, и в кухонных разговорах, 
многие неглупые люди обнаруживают смущение перед простым вопросом. 
Зачем нужно искусство? 


Graal Collection в арт-мастерской скульптора-виртуоза.
Слева -направо. Учредитель Graal Collection  Виктор Дзюба,
редактор альманаха Рита Полевичок
и художник Алексей Владимиров





Бегущая к венцу '03
50 х 64 х 34
мрамор, бронза
€ 75,000--
Неловко, даже как-то задевать вот такие глобальные смыслы. Рискуем получить или громыхающе-пафосный, в сущности, шаблонный, ответ или стыдливую «отмазку». 
Especially for Graal Collection #3 from Kiev (Ukraine)
Alexandra Nabieva
А все-таки, зачем человеку искусство? И почему оно до сих пор не исчезло за ненадобностью, не перестало существовать и порождать новые формы? На фоне множества сложных моментов очевидным остался вопрос полезности. Именно он и ставит большинство занятой в других профессиональных сферах публики в экзистенциальный тупик.
Камертон вечности '08
98 х 36 х 19
индийский мрамор


Давид, царь Израиля '08
93 х 72 х 86
бронза 
Порочный круг, в котором начинаются и заканчиваются все вопросы об искусстве. А ведь, действительно, зачем? Мы, как впрочем, и никто другой, не дадим, да и не должны, давать ответ на этот непростой вопрос. Старинного рецепта, с ингредиентами на латыни – нет. Готового ответа нет и быть не может. Вот здесь и начинается основная сложность. Ведь с вещами, деньгами, короче говоря, материальным скарбом, который сопровождает человека всю его жизнь, все более или менее понятно. Что-то необходимость, что-то статус, что-то, так, entertainment. Искусство – вещь принципиально и нагло не полезная. Правда, если верить героине советского мультфильма, прок, при большом желании извлечь все же можно. Картина может прикрыть дыру в стене. Но, вряд ли, тому, кто может позволить купить себе картину, понадобится это замечательное свойство.

Especially for Graal Collection #3 from Kiev (Ukraine)
Alexandra Nabieva


Именно не утилитарность картины или скульптуры ставит в тупик, особенно, если речь идет о покупке.

Часто спасают универсальные категории вроде «красоты». Но красота, выхолощенная, зализанная и одномерная, превращается в китч. Китч – вещь замечательная, и даже душевная, и по-своему тоже красивая. Но искусством это назвать несколько сложно. Т. е. это, конечно, искусство, но make-up, салонное, объект внимания которой – в основном простые житейские ценности: животные, цветы, море, лес. С другой стороны, китч ведь тоже можно коллекционировать. Главное понимать, что у вас не образцы современного искусства, а лубок. Не воспринимать китч в формате «красиво», понимая, что ценно в нем неиспорченное академизмом восприятие мира.
Как в наивном искусстве и рисунках детей. Да и потом красота, что совсем уже неприлично повторять, – понятие относительное. В 1910 г. посетителям выставки «Бубновый валет» представленная экспозиция показалась чудовищной, вызывающей. Даже не безобидные каляки-маляки, а самая что ни на есть пощечина общественному вкусу...
Теперь – это  работы русского авангарда, классика и образец. Можно сказать, что в современном понимании это по-живописному красиво. Тогда на помощь приходят еще более туманные, но от этого не теряющие свою силу понятия: духовность.


Especially for Graal Collection #3 from Kiev (Ukraine)
Alexandra Nabieva

С духом вообще все очень печально. Ну как проверить, вложил ли художник свой дух в работу или он бессовестно лукавит? Конечно, для этого существуют оценки экспертов. Но они подскажут, лишь, в каком направлении двигаться. Единственный бесспорный факт, это то, что предметы искусства стали альтернативной инвестицией. На это можно смело опираться.


Но никакого морализаторства. Хотя кое-какая мораль, все-таки, есть: искать, хотеть, стремиться, интересоваться. И воздастся. Попытка восстановления архаичных отношений человека с вещью, не потребление, а взаимодействие. Коллекционерство – скорее форма протеста против потребления, изрядно надоевшего, примитивного и вливаемого в уши любого гражданина со всех сторон телевидением, журналами, рекламой. Человек с идеологией self care и бессмысленным и опустошающим потреблением устал от самого себя. Ему просто неинтересно и надоело. Он ищет другую форму и другие ориентиры. Все-таки, истинный смысл коллекции – поиск, открытие. То мимо чего многие проходят не замечая, отмечает острый глаз и чутье коллекционера. Коллекционер – есть своего рода футуролог. Выявляет то, чего еще нет.
Мы не случайно затронули в теме номера проблематику скульптуры и вот из каких соображений. Если живопись, наконец, удостоилась, пусть скромного, но внимания со стороны украинских коллекционеров, то со скульптурой дело обстоит намного сложнее. Ниша инвестиций в скульптуру торжественно пустует. Ждет тех смелых, кто, наконец, обратит внимание на современных, перспективных украинских скульпторов. Поймет, что среди них немало достойных мастеров, уже известных за пределами родной страны. Тем более, что многие из них работают уже давно и сами создали себе имя. 
Речь пойдет о скульптуре, и об известном украинском скульпторе Алексее Владимирове.


Especially for Graal Collection #3 from Kiev (Ukraine)
Alexandra Nabieva


В немного холодной мастерской стеклянный потолок и деревянная лестница. Через стекло проникает вечерний свет. Мягкое, закатное солнце от 6 до 9 – время работы для скульптора Алексея Владимирова
В мастерской: миниатюры из пластилина, эскизы, лишь начатые работы, законченные скульптуры из мрамора и бронзы. И все они существуют в гармоничной, кажется, осмысленной случайности. Алексей Владимиров – один из тех, кто самостоятельно вырос в весомую фигуру в современном арт-процессе. В недалекие 90-е работы свои продавал самостоятельно в собственной мастерской. Иногда художник выполнял работу на заказ. Сам себе менеджер, сам себе коммерческий директор. Теперь же, предложения «продвинуть» имя скульптора звучат немного наивно. 
Рынок в нашей стране существует совсем недавно и, как ни прискорбно констатировать, находится пока в зачаточном состоянии. В настоящее время, когда Алексей ни от кого не зависит, он может не только не работать на заказ, но и позволить себе отказываться от тех проектов, которые ему не интересны. Предпочитает с галереями сотрудничать избирательно, не подписывая при этом долгосрочных контрактов, а работать на обоюдно выгодных, партнерских условиях. Причина – сложные институты взаимодействия коллекционера и художника не налажены. Но очевидно, что рынок испытывает дефицит, прежде всего интереса к сфере искусства, а уж затем, дефицит профессиональных институций. 
Проблема же, по мнению мастера, в отсутствии внутренней культуры и хорошего вкуса. 

Рождение стихий '07106 х 25 х 50
мрамор, гранит |


Быть скульптором – дело масштабное. Недавно А. Владимиров заказал для работы глыбу мрамора, белого, желтого и красно-коричневого цветов. Вес камня – 24 тонны. Столько же весит, например, лайнер CRJ-100LR ! 
Вряд ли стоит говорить, что мрамор – очень ценная и красивая порода. Средней прочности, но долговечная. Белый мрамор – камень без примесей, нежный, очень пластичный, начинает обнаруживать признаки разрушения лишь через 150-200 лет. Цветной – встречается всех невообразимых оттенков, и имеет характерную особенность – прожилки, «каменные вены». Это трещины в камне, заполненные другими породами. «Вены» пронизывают камень сложным рисунком, который удивительным образом принимает участие в создании скульптуры. 
По словам Алексея, работа из мрамора, самая что ни на есть авторская. Здесь присутствует только одна рука. Для бронзовой скульптуры художник в большинстве случаев делает лишь форму, после чего работа поступает к подмастерьям. В лучшем случае присутствует частичная пост-обработка, когда автор доводит детали самостоятельно. Бронза – материал синтетический, творение человека.


Мрамор создается природой. С мрамором все по-другому... Работа с этой породой, вообще, одна из самых сложных – ювелирная и тонкая. Ты один на один с огромной живой глыбой камня. Один неверный шаг – и ценный материал безвозвратно испорчен. Это своего рода сопереживание с живым. Кропотливый труд... Поэтому работа получается часто уникальной и неподлежащей повтору. Работы скульптора цельные, монолитные, самодостаточные. Но мрамор придает им некую хрупкость и теплоту. Один из элементов авторского стиля – характерные «насечки», динамичный элемент завершенной формы.


Художник любит мрамор с прожилками, говорит, что это кипит жизнь, уже заложенная в камне. В процессе работы материал преподносит сюрпризы. Вступает во взаимодействие с автором, откликается на его движения, дополняя их или изменяя. Иногда случаются вполне мистические вещи. Когда Алексей работал над Лунной богиней, она неожиданно заулыбалась. В уголках губ скульптуры проявились природные ямочки… 

Especially for Graal Collection #3 from Kiev (Ukraine)
Alexandra Nabieva
Привезенный материал «работает» не сразу. Иногда он должен вылежаться и, подобно камертону, войти в резонанс с мастером. Зазвучать... Так случилось с небольшим куском оникса. Необработанный, по словам Алексея, он похож на советский артефакт – кусок хозяйственного мыла. Камень пролежал двенадцать лет! Когда с него стерся верхний слой, оникс засветился матовым медовым светом. Художник настолько был вдохновлен золотым свечением камня, что создал невероятно чувственную композицию из сплетенных в объятиях мужчину и женщину – cкульптуру Медовый месяц. Владимиров также автор многих масштабных скульптур на пленере. Киевлянам скульптор знаком по работам 1Торжество бытия [Владимирская горка, 1988 г.] и скульптуре 2Мастер и Маргарита [2Андреевский спуск, 1992 г.]. 


Cм. также:
Искусство с глубокими традициями

Комментариев нет:

Отправить комментарий