Русский императорский дом питал к аллегориям в фарфоре особую любовь и не остался равнодушным к мифологическим героям мейсенского фарфора. Первые скульптуры прибыли в Петербург в 1745 году вместе со знаменитым «Андреевским» сервизом.
Одна группа состояла из фигур Аполлона и девяти муз, вторая – Овидиевы боги – изображала римский пантеон. Елизавете Петровне мейсенская продукция так понравилась, что она стала постоянным заказчиком. Специально для нее Кендлер сделал композиции «Четыре части света», «Времена года», «Четыре стихии», «Пять чувств». В каждой серии изображены молодые красавицы в окружении легко читаемых символов. Так, женщина «Вкус» держала чашу с фруктами, у ее ног обезьянка грызла яблоко; полуобнаженная «Зрение» изображалась с подзорной трубой, зеркалом и орлом. Особенно хороша была Европа – дородная всадница в царских одеждах лицом немного напоминала российскую самодержицу.
Император Петр III к мифологии был равнодушен, как известно, больше всего он любил играть в солдатиков. И оказалось, что стойким бывает не только оловянное, но и фарфоровое воинство. По заказу прусского короля Фридриха II в Мейсене делают игрушечную армию в подарок российскому императору. Кстати, такие солдатики пришлись по душе и в Европе, так что их производство было поставлено на поток.
Андреевский сервиз
Роскошный дворцовый быт XVIII в. потребовал от мастеров-фарфористов изготовления не разрозненных вещей, а сервизов, отличающихся единством форм и декора. Их впервые стали выпускать в Мейсене на собственной мануфактуре курфюрста Саксонии и короля Польши Августа II Сильного. Там был выполнен и Андреевский столовый сервиз, состоявший из 400 предметов.
Он был подарен императрице Елизавете Петровне курфюрстом Саксонии и королем Польши Августом III ко дню бракосочетания ее племянника Петра Федоровича с Софией Августой Фредерикой Ангальт-Цербстской (будущие император Петр III и императрица Екатерина II).
[Компотьер малый. Андреевский сервиз
Германия, Мейсен. Около 1744-1745 гг.
Фарфор; надглазурная роспись. Диаметр 21 см
Источник поступления в Эрмитаж: подарок Августа III, курфюрста Саксонии и короля Польши. 1745 г.]
Сервировка стола к этому времени уже десятилетие состояла не из разрозненных предметов, а была объединена в ансамбли с единым художественным решением форм и декора.
В десертную часть сервиза входили компотьеры. В них подавали «конфекты» – ягодные или фруктовые, жидкие (варенье) или сухие (сваренные в сиропе и подсушенные ягоды и фрукты). Край компотьеров отделан ажурной рамкой золоченого орнамента, а борта расписаны изображениями герба Российской империи и знака высшего ордена России - Святого апостола Андрея Первозванного, что и закрепило за сервизом название «Андреевский». На остальном пространстве борта и дне компотьеров представлена разнообразная флора Германии. Кроме живописных цветочных гирлянд, предметы украшены также и белоснежными рельефными гирляндами, отформованными вместе с самими изделиями. Образцами для рельефных и живописных изображений цветов служили ботанические атласы флоры Германии.
В кофейно-шоколадную часть сервиза входили полоскательницы. В них смывали остатки кофе и шоколада, когда чашки и бокалы вновь наполняли.
[Полоскательница. Андреевский сервиз
Источник поступления в Эрмитаж: подарок Августа III, курфюрста Саксонии и короля Польши. 1745 г.]
[Тарелка мелкая. Андреевский сервиз
Источник поступления в Эрмитаж: подарок Августа III, курфюрста Саксонии и короля Польши. 1745 г.]
Сервиз использовали в день ордена Святого апостола Андрея Первозванного (30 ноября) на ежегодном приеме кавалеров ордена в Зимнем дворце.
Комментариев нет:
Отправить комментарий