Житийный цикл Николая Чудотворца



Святитель Николай Чудотворец – самый почитаемый святитель на Руси с древнейших времен – родился в Малой Азии во второй половине III века в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия в семье состоятельных родителей-христиан.


Рождество Св. Николая
Родители его, Феофан и Нона, были люди благочестивые, знатные и богатые. Сия благословенная чета, за свою богоугодную жизнь, многие милостыни и великие добродетели, удостоилась произрастить святую ветвь, «как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое.» (Пс.1,3). 
Когда родился сей благословенный отрок, ему дали имя Николай, что значит победитель народов. И он, по благословению Божьему, воистину явился победителем злобы, на благо всему миру. После его рождения матерь его Нона тотчас же освободилась от болезни и с того времени до самой своей кончины оставалась бесплодною. Этим сама природа как бы засвидетельствовала, что у жены сей не могло быть другого сына, подобного святому Николаю: он один долженствовал быть первым и последним.
Крещение младенца Николая
По своем рождении, еще в купели крещения он три часа простоял на ногах, никем не поддерживаемый, несмотря на то, что обряд был очень длительным. Он таким образом воздавал честь Пресвятой Троице великим служителем и предстателем Которой он должен был явиться впоследствии. В нем можно было узнать будущего чудотворца даже по тому, как он приникал к сосца матери; ибо он питался молоком одной правой груди, знаменуя тем будущее стояние свое одесную Господа вместе праведными. Свое изрядное постничество он проявил в том, что по средам и пятницам вкушал молоко матери только один раз, и то вечером, по совершении родителями обычных молитв. Отец и мать его весьма сему удивлялись и провидели, каким строгим постником будет сын их в своей жизни. Привыкнув от младенческих пелен к такому воздержанию, святой Николай всю свою жизнь до самой кончины проводил среду и пятницу в строгом посте. 
Исцеление Св. Николаем сухорукой женщины

В юности был отдан на служение Богу под руководством своего дяди, епископа Патарского. Дядя возвел его в сан священника. 
Вся жизнь святителя действительно была образцом христианского служения Богу и людям. Когда его родители умерли, святитель Николай унаследовал их состояние, которое отдал его на нужды благотворительности. 
Обучение Св. Николая грамоте


Явление святителя Николы царю Константину во сне
В царствование Константина Великого в стране Фригии (лежавшей на севере от Ликии) вспыхнул мятеж. Для устранения его царь Константин отправил войско под начальством трех воевод – Непотиана, Урса и Ерпилиона. Последние отплыли с войском на кораблях из Константинополя и, вследствие сильного морского волнения не доплыв до Фригии, остановились в Ликии, у Адриатического берега, где был город.
На море было не спокойно, и войскам пришлось остановиться здесь надолго. Между тем стали истощаться припасы. Поэтому воины часто сходили на берег и силою отнимали у местных жителей припасы. Те возмещались подобным насилием, и вот в Плакомате произошла жестокая и кровопролитная схватка между воинами и местным населением.
Едва только святитель Николай услышал о происшедшем в Плакомате, как немедленно поспешил туда для усмирения мятежа. Весть о прибытии всеми почитаемого угодника Божия прекратила распри; навстречу святому Николаю вышли и жители Плакоматы, и виновники мятежа – воины. Святитель Николай уговорил воевод восстановить тишину и повиновение в своем войске и не позволять ему обижать местных жителей, причем пригласил их в город и дружески угостил.

Умиротворив враждовавших, святой угодник Божий почти одновременно явился защитником невинно осужденных в другом. В то время как он находился в Плакомате, сюда явились к нему из Мир горожане, прося заступиться за трех ни в чем неповинных сограждан, которых градоначальник мирский Евстафий, подкупленный завистниками, осудил на смерть. Они прибавили, что этой несправедливости не произошло бы и Евстафий не решился бы на столь беззаконный поступок, если бы всеми почитаемый архипастырь находился в городе.
Услышав об этом несправедливом поступке мирского градоначальника Евстафия, святитель Николай поспешил в Миры, чтобы успеть освободить незаконно осужденных на смертную казнь, и попросил следовать за собою трех воевод царских. Когда святой Николай прибыл в место, называемое Лев, ему сказали, что обвиненные уже выведены на поле Диоскурово для смертной казни. Ускорив шаги и достигнув церкви святого Крискента, Божий угодник увидел поле, заполненное народом, окружившим обвиненных. Они были совершенно готовы к смертной казни: руки у них были связаны, лица закрыты, колени преклонены, обнаженные шеи вытянуты в ожидании смертного удара. Казалось, человеческая помощь была немыслима. Но в решающий момент к месту казни явился святитель Николай, вырвав из рук палача обнаженный меч, бросил его на землю и освободил невинно осужденных. Никто из присутствовавших при этом не осмелился остановить его; все были уверены: что он ни делает, делает по воле Божией. Трое освобожденных от уз мужей, уже видевших себя во вратах смерти, плакали слезами радости, и народ громко славил угодника Божия за его заступничество.
В это время к месту казни пришел и сам начальник города Евстафий, по приказанию которого должна была состояться казнь невинно осужденных. Видя правоту святого угодника и сознавая собственную виновность, за которую он мог потерпеть наказание от царя, Евстафий припал к ногам святителя Николая, умоляя его о прощении. Но, по внушению врага злобы, он не хотел признать себя виновным в преступлении и всю вину сваливал на двух городских старейшин - Симонида и Евдоксия. Такая ложь не укрылась от святого угодника, который ввиду упорства Евстафия хотел донести на него царю и угрожал ему муками на том свете за несправедливое управление. Наконец Евстафий чистосердечно признался, что осуждение на смерть трех невиновных граждан - дело его рук, и со слезами раскаяния просил святого Николая о прощении. Искреннее раскаяние Евстафия было принято угодником Божиим, и он простил его.
Присутствовавшие при этом царские воеводы дивились ревности и власти святителя Николая, не подозревая, что некогда он окажет такую же защиту им, как трем невинно осужденным гражданам Мир. Напутствованные в дорогу благословением святителя Господня, они быстро усмирили мятеж во Фригии и с радостью от успешного выполнения царского поручения возвратились домой. Царь осыпал военачальников дарами и почестями.
Расположение царя к трем военачальникам возбудило в сердцах их врагов зависть, и они замыслили погубить воевод. Для этого они оклеветали пред константинопольским градоначальником Евлавием военачальников в измене царю и желании свергнуть его с престола. Подкупленный золотом Евлавий внял их клевете и уверил царя в правдивости услышанного. Последний, возмущенный черной неблагодарностью облагодетельствованных им воевод, велел бросить их в темницу.
Некоторое время спустя враги военачальников, опасаясь, как бы не обнаружилась клевета их при расследовании дела, новыми подарками склонили Евлавия к тому, чтобы он испросил у императора позволение на немедленную смертную казнь военачальников. С печальным лицом явился корыстолюбивый градоначальник к царю. «Ни один из заключенных не хочет покаяться, – сказал он. – Напротив, они твердо пребывают в своем гнусном намерении против тебя и питают к тебе величайшую злобу. Повели, царь, немедленно казнить их, чтобы они не исполнили своего злого умысла против тебя». Вторично введенный в заблуждение, император страшно разгневался и приказал на следующее утро казнить военачальников. Сообщить несчастным узникам эту печальную весть выпало на долю темничному сторожу. Тот чрезвычайно сожалел о случившемся, уверенный в невиновности приговоренных к смерти, и горько оплакивал предстоящую разлуку с ними. «Лучше было бы, – говорил он им, – если бы мы не познакомились и я не наслаждался бы беседой и трапезой с вами; тогда я не страдал бы так от предстоящей разлуки с вами и не было бы такой скорби в моей душе. Завтра мы разлучимся навеки. Горе мне! Никогда более не увижу я возлюбленных ваших лиц, не услышу ваших прекрасных и мудрых речей. Наутро назначена смертная казнь. Сделайте теперь заблаговременно завещание о вашем имении. Завтра будет поздно».
Узнав о смертном приговоре и не зная в то же время за собой никакой вины, военачальники пришли в отчаяние: они раздирали на себе одежду и рвали волосы свои. "Какой враг позавидовал нашему житью? - горевали они. - За что мы умираем, будто злодеи? Что такое сделали мы, за что нас следовало бы лишить жизни?" При этом они призывали в свидетели своей невиновности всех родных, знакомых и Самого Бога.
К счастью, один из военачальников, Непотиан, вспомнил о святителе Николае, избавившем от неминуемой смерти трех несправедливо осужденных граждан Мир. В твердой надежде, что чудный защитник безвинных не оставит их без помощи, они обратились к Господу с горячею молитвою о заступничестве чрез святителя Николая. «Боже Николаев, тогда избавивший трех мужей от напрасной смерти, призри ныне и на нас, ибо у нас нет помощника среди людей. Поднялась на нас великая напасть, и нет никого, кто бы избавил нас от нее. От страха голос замирает у нас, и язык от огня страданий прилипает к гортани нашей, так что мы уже не можем приносить Тебе обычной молитвы. Господи! Возьми нас из рук тех, которые ищут наших душ. Завтра хотят нас казнить: поспеши нам на помощь и избавь нас, так как мы не заслуживаем позорной смерти».
Молитва их была принята Человеколюбцем, и Он избавил их от смерти чрез Своего угодника святого Николая. В ту же ночь угодник Божий явился во сне царю и грозно сказал ему: «Освободи из темницы трех воевод, потому что они неправедно осуждены и невинно страдают». Затем рассказал царю, как оклеветаны были военачальники, и в заключение прибавил: «Если ты не послушаешь меня и не отпустишь их, то воздвигну такой же мятеж, как во Фригии, и ты погибнешь».
Удивившись властному приказанию явившегося мужа и недоумевая, как мог он ночью попасть во дворец, царь сказал ему: «Кто же ты, что грозишь мне войною и гибелью?» – «Я Николай, архиерей Мирской митрополии», – был ответ явившегося мужа. После этого видения царь проснулся и стал размышлять о том, что оно могло бы означать. В ту же ночь святитель Николай явился во сне и градоначальнику Евлавию с требованием отпустить на свободу невинно осужденных воевод.
Наутро император призвал к себе Евлавия и, узнав, что и ему был такой же сон, велел привести осужденных на смерть военачальников. "Какие волхвования вы сделали, - строго спросил он, - чтобы послать мне сегодня ночью мужа, который требовал отпустить вас на свободу, грозя в противном случае поднять на меня гибельную междоусобную войну?" Военачальники, ничего не знавшие о явлении святого Николая во сне императору, недоумевали, слыша такие слова, и, когда царь уже более кротко велел поведать правду, отвечали ему: "Государь! Мы никогда не занимались волхвованием и никогда не помышляли чего-нибудь злого против тебя. Если мы лжем, то пусть погибнем не только мы, но и весь наш род. Мы с детства привыкли чтить и любить царя нашего, трудились для тебя по мере сил наших и возможностей и доказали свою верность тебе тем, что усмирили во Фригии мятеж. Ты же сам прежде отметил почестями нашу верность, а теперь из-за наветов врагов мы осуждены невинно и терпим понапрасну, так как ничего худого против тебя не замышляли и не делали".
Выслушав эти речи, царь раскаялся, что осудил на смерть верных своих слуг и сделался виновником беззакония, за которое подлежит страшному суду Господню. Он милостиво и ласково заговорил со своими верными слугами. В это время случилось нечто необычайное! Пред глазами воевод предстал образ святого Николая, сидящего рядом с царем и движением руки обещающего им милость и прощение. Им он был видим, а царю и Евлавию нет. Тогда военачальники громко воскликнули: "Боже Николаев, избавивший тогда в Мирах трех мужей от напрасной смерти, избавь и нас от настоящей беды!" Пораженный этим, император спросил их: "Кто такой этот Николай, и каких мужей он спас от напрасной смерти?" Услышав из уст Непотиана рассказ о событии, происшедшем в Мирах, царь удивился ревности святого угодника о правде и освободил оклеветанных воевод. "Вы свободны, - сказал он им, - но не я дарую вам жизнь, а великий служитель Господень святитель Николай, которого вы призвали себе на помощь. Идите же к нему, поблагодарите его и от меня скажите, что я исполнил повеление его". При этом царь послал архиепископу Николаю Евангелие и другие дары для его церкви.
Избавившись от неминуемой смерти заступничеством святого угодника Николая, военачальники тотчас же отправились в Миры Ликийские. Здесь прежде всего они горячо поблагодарили святителя за его чудесную помощь, передали ему царские дары, щедро раздали милостыню нищей братии и, напутствованные благословением святителя Христова, благополучно возвратились домой.
Избавление трех мужей от меча
Однажды святитель избавил от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым военачальником. Святитель вырвал из рук палача меч, уже занесенный над головами страдальцев, и заставил неправедного властителя покаяться.

Предание сохранило случаи умиротворения им враждующих и заступничества за невинно осужденных.
Чудо о трех девицах
В Патарах жил один бедный человек, у которого были три дочери красавицы. Он был настолько беден, что ему не на что было выдать замуж своих дочерей. До чего может довести нужда человека, недостаточно проникнутого христианским сознанием!
Несчастного отца нужда привела к ужасной мысли — пожертвовать честью своих дочерей и из их красоты извлечь средства, необходимые для их приданого.
Но, к счастью, святитель Николай, бдительно следивший за нуждами своей паствы и получив от Господа откровение о преступном намерении отца, он решил избавить его от телесной нищеты, чтобы тем самым спасти его семейство от духовной гибели. Он задумал оказать благодеяние так, чтобы никто не знал о нем, как о благодетеле, не знал даже тот, кому он сделал добро.

Взяв большой узел с золотом, в полночь, когда все спали и не могли его видеть, он подошел к хижине несчастного отца и через окно бросил внутрь золото, а сам поспешно возвратился домой. На утро отец нашел золото, но не мог ведать, кто был его тайным благодетелем. Решив, что Сам Промысел Божий послал ему эту помощь, он возблагодарил Господа и вскоре смог выдать замуж старшую дочь.

Святитель Николай, когда увидел, что его благодеяние принесло надлежащий плод, решил довести его до конца. В одну из следующих ночей он также тайно бросил через окно в хижину бедняка другой мешок с золотом.
Отец вскоре выдал замуж и вторую дочь, твердо надеясь, что Господь таким же образом окажет милость и третьей дочери. Но он решил во что бы то ни стало узнать своего тайного благодетеля и достойно поблагодарить его. Для этого он не спал ночей, выжидая его прихода.
Не долго ему пришлось ждать: скоро пришел и в третий раз добрый пастырь Христов. Услышав звон упавшего золота, отец поспешно вышел из дома и догнал своего тайного благодетеля. Узнав в нем святителя Николая, он пал к его ногам, целовал их и благодарил его как освободителя от духовной гибели.


Спасение(Возвращение) Агрикова сына Василия из сарацинского плена
Спасение патриарха Афанасия от потопа

см. также:
  1. Отправление святителя Николы во учение; 
  2. Приведение во учение; Обучение Св. Николая грамоте
  3. Поставление в дьяконы;
  4. Поставление в иереи;
  5. Поставление в епископы;
  6. Исцеление бесноватого;
  7. Чудо о корабельниках;
  8. Явление свтятителя Николая префекту Аблабию;
  9. Избавление трех мужей от казни;
  10. Явление трем мужам в темнице;
  11. Избавление трех мужей от темницы;
  12. Избавление купца Димитрия от потопа;
  13. Погребение святителя. Николы;
  14. Перенесение мощей Николая Чудотворца из Мир в Барри.
  15. Преставление святителя Николая. Успение
  16. Избавление Димитрия от потопления;


Комментариев нет:

Отправить комментарий