Музеи мира. ЭРМИТАЖ

ЭРМИТАЖ – занимает одно из первых мест среди величайших историко-художественных музеев мира. Особенно большой известностью пользуется старейшая и наиболее значитель­ная часть его коллекций – картинная галерея. Сосредоточенные здесь художествен­ные сокровища отражают основные этапы развития искусства от позднего средневековья до нашего времени. 
В ней насчитывается свыше 4 000 произведений, принадлежащих 1 600 художникам. (В это число не входят картины, намеченные к пере­даче в другие хранилища, а также произведения русских и византийских художников, входящие в состав коллекций отдела истории русской культуры и отдела истории куль­туры и искусства Востока.) 



Цифры сами по себе достаточно внушительны, но особую значимость собранию придает качественный его состав. В Эрмитаже имеются картины почти всех величайших мастеров Западной Европы. Здесь можно детально изучать живопись Голландии и Фландрии, творчество французских импрессионистов, познако­миться с искусством Испании и Англии. Вместе с тем, отдельные периоды в истории западноевропейской живописи отражены в Эрмитаже неравномерно.

Искусство XVII — XVIII веков представлено несравненно богаче, полнее и разнообразнее, чем живопись предшествующего времени. Малочисленные художественные памятники раннего итальян­ского Возрождения, хотя среди них имеется несколько выдающихся произведений, не дают цельного представления об этой эпохе. Искусство XVI века — Высокое Возрожде­ние и маньеризм — охарактеризовано менее ярко, чем барокко.

Небольшое место занимают в коллекции нидерландские и немецкие мастера XV — XVI веков.


Отдельные пробелы имеются и в наиболее полных разделах галереи. Так, в собрании голландской живописи XVII века — самом значительном за пределами Гол­ландии— отсутствуют произведения Вермеера Дельфтского, а в испанской, где пред­ставлены работы почти всех крупнейших художников, нет ни одной картины Франсиско Гойи. Такое положение в итоге двухвековой истории формирования коллекции создалось не случайно. Эрмитажное собрание возникло по примеру тех, что имелись при дворах всех европейских монархов.


В России первая картинная галерея была создана Петром I в Петергофе (в 1887 г. лучшие картины из нее передали в Эрмитаж), а вслед за ней появились небольшие собрания и в других дворцах. Крупнейшее из них – галерея при Зимнем дворце — первоначально личная коллекция Екатерины II. Ее разместили в построен­ном рядом с дворцом павильоне Эрмитаж и прилегающих к нему помещениях; вскоре она получила наименование «Эрмитажной)).


Хотя в 1805 году Эрмитаж выделили в само­стоятельное учреждение придворного ведомства, он по-прежнему оставался частью дворца. Посещение Эрмитажа публикой было затруднено даже и тогда, когда он получил наиме­нование «Публичного музеума» и для его возросших коллекций в 1840—1852 годах построили специальное здание Нового Эрмитажа.
Лишь в 1863 году доступ в музей стал свободным.


Понятно, что собирая произведения искусства для украшения императорской рези­денции, никто не ставил задачи систематического подбора тех памятников, которые могли бы охарактеризовать общий ход художественного развития. Пополнялась галерея, особенно в первое полустолетие ее существования, главным образом за счет приобрете­ния широко известных частных коллекций. Начало галерее было положено покупкой в 1764 году большой партии картин у берлинского предпринимателя и торговца Гоцковского. Приобретенные затем известные собрания графа Кобенцля в Брюсселе (1769 г.), графа Брюля в Дрездене (1769 г.), Троншена в Женеве (1770 г.), Кроза в Париже (1772 г.), лорда Уолполя в замке Хоутон-Холл в Англии (1778 г.), графа Бодуэна в Париже (1781 г.) образовали первоклассную коллекцию и в значительной степени определили общий характер собрания.


В конце 90-х годов XVIII века в каталоге галереи значилось свыше двух тысяч шестисот картин. Среди них уже находились такие шедевры, как картины Джорджоне, Веронезе, Тинторетто, большинство картин Рубенса, ван Дейка, Рембрандта, Пуссена, Ватто, Шардена, многие полотна Аннибале Карраччи, Гвидо Рени, Фетти, Сальватора Розы, Креспи, Каналетто.


LEONARDO DA VINCI
Madonna with a Flower (The Benois Madonna)
Холст, масло, переведена с дерева. 49,5x31,5см
Последующие приобретения в основном дополняли уже сложившиеся разделы. Лишь коллекция картин Кузвельта из Амстердама (1815 г.) позволила создать новую экспози­цию, посвященную испанскому искусству; а покупки на аукционе собрания голландского короля Вильгельма II (1850 г.) и дар Д. П. Татищева (1845 г.) составили основу кол­лекции старонидерландской школы.


RAPHAEL (Raffaello Santi or Sanzio) 
Madonna and Child (The Conestabile Madonna)
Холст, масло, переведена с дерева. 17,5x18 см

Значение галереи возросло в результате поступления из дворца Барбариго в Венеции картин Тициана (1850 г.), приобретения «Мадонны Литта» Леонардо да Винчи (1865 г.) и «Мадонны Конестабиле» Рафаэля (1871 г.). В начале XX века, наряду с «Мадонной Бенуа» Леонардо да Винчи, собрание итальянской живописи обогатилось несколькими произведениями раннего Возрождения, в галерее появились английские портреты XVIII ве­ка, а в результате покупки коллекции П. П. Семенова-Тян-Шанского намного возросло число произведений голландских художников.

В советский период удалось расширить коллекцию картин итальянских мастеров ран­него Возрождения, увеличить количество произведений голландской, французской и итальянской живописи XVII—XVIII веков. Но когда в Эрмитаже появились работы XIX — XX веков, он стал не только хранилищем художественных памятников прошлого, но и музеем современного искусства. Еще в первые десятилетия существования галереи вла­дельцы старались пополнить ее произведениями современников. Они покупали картины работавших в то время художников, нередко давали им специальные заказы. Так появи­лись в музее некоторые из картин Шардена, Грёза, К. Ванлоо, Л. Ванлоо, Вьена, Рейнолдса, Дж. Райта из Дерби, Менгса, А. Кауффман, Батони и других. Эта традиция, к сожале­нию, оказалась непрочной и оборвалась в первой четверти XIX века.
Этьен Морис Фальконе (1716-1791гг.)
Амур

Франция, после 1757 г., мрамор
Поступление: 1931 г., ранее находился в собрании Строгановых
Новый раздел искусства XIX — XX веков составили полотна Кушелевской галереи Академии художеств, отдельные произведения из дворцов и частных коллекций и, нако­нец, работы импрессионистов и их преемников из Государственного музея нового западного искусства в Москве, в основу которого легли коллекции И. А. Морозова и С. И. Щукина.

Эрмитажное собрание представлено творчеством гениальнейших художников:
43 картины Рубенса
25 картин Рембрандта
13 работ Пуссена
8 картин Тициана
25 произведений Ван Дейка

Антверпенский мастер
начало XVI
Алтарь со сценами из жизни Христа
Дуб
Пост, в 1885 г из коллекции А.П. Базилевского, Париж
Небольшое собрание раннего итальянского искусства содержит, наряду с отдельными превосходными образцами итальянской иконописи XIII века, связанной с византийской традицией, несколько характерных работ флорентийской и сиенской школ XIV века. К сожалению, о творчестве крупнейшего мастера Флоренции Джотто, с деятельностью которого ассоциируется обновление живописи, послужившее основой для развития искус­ства Возрождения, приходится судить лишь по картинам его последователей.


Гордостью Эрмитажа является великолепное произведение крупнейшего мастера сиен­ской школы, младшего   современника Джотто, Симоне Мартини «Мадонна»   из сцены Благовещения». Трудно не поддаться очарованию нежного женского образа или остаться равнодушным к тонкому изяществу линий этой небольшой картины.


Эпоха Высокого Возраждения
«Мадонна Бенуа» — ранняя работа Леонардо да Винчи. Вопрос об авторстве Лео­нардо – один из наиболее спорных в истории искусства. Число живописных произведе­ний художника едва достигает полутора десятков. «Мадонна Бенуа», ставшая известной всего шестьдесят лет тому назад, признается специалистами собственноручной работой прославленного мастера.
Из двух картин другого замечательного художника Высокого Возрождения — Рафаэля (Рафаэлло Санти) — наиболее привлекательна миниатюрная «Мадонна Конестабиле». Это подлинная жемчужина, хотя его мастерство еще далеко не полностью раскрывается в ранней, почти юношеской работе.

Венецианская живопись
Особенно богато представлена в собрании венецианская живопись, начиная со второй половины XV века и кончая последним расцветом ее в XVIII веке. Художников этой школы отличает полнота восприятия мира в единстве его многообразных проявлений. Их главным выразительным средством, в отличие от флорентийцев, становится не рису­нок, а цвет. «Кающаяся Мария Магдалина» Тициана поражает силой эмоций и дивной красотой колорита.
Искусство Возрождения в Венеции завершается деятельностью Веронезе и Тинторетто. О первом из них, как об изумительном колористе, позволяет в полной мере судить «Оплакивание Христа», написанное художником в конце жизни.

Искусство Италии XVII века
Почти исчерпывающее представление дает Эрмитаж о развитии сложного и противо­речивого искусства Италии XVII века. Аннибале Карраччи — глава так называемого акаде­мического направления, провозгласившего незыблемость «вечных законов» красоты,— автор «Пейзажа со сценой отдыха св. семейства на пути в Египет».
К лучшим из ранних работ Караваджо, главы реалистического направления, противопоставившего отчужден­ному от жизни академизму неприкрашенное отображение действительности, принадлежит «Юноша с лютней».
Искусство XVIII века представлено произведением гениального декоратора Тьеполо, автора грандиозных композиций, о светоносности серебристого колорита и бле­стящей выдумке которого свидетельствует небольшая аллегорическая картина «Меценат представляет императору Августу свободные искусства». «Натюрморт» Моранди – под­тверждение того, что искусство Италии, не выходившее в XIX веке за пределы чисто местного значения, в XX столетии вступило в полосу нового подъема.

Испанская живопись XVI—XVII веков
Испанская живопись XVI—XVII веков представлена  работами таких выдаю­щихся художников, как Эль Греко, Сурбаран, Веласкес.

Немецкое искусство первой четверти XVI века
Наивысший расцвет немецкого искусства падает на первую четверть XVI века — эпоху гуманизма и реформации. Картина Кранаха «Венера и Амур» относится к наибо­лее значительным памятникам немецкого Возрождения в Эрмитаже. О самобытности твор­чества в период глубокого кризиса, переживаемого  Германией в середине XVII века, свидетельствует «Натюрморт» Паудисса.

Нидерландская живопись XV столетия
Нидерландская живопись XV столетия, наряду с итальянской игравшая ведущую роль в развитии западноевропейского искусства, представлена в Эрмитаже немногими произведениями. Среди них первое место принадлежит «Мадонне с младенцем» Флемальского мастера; в ней архаические черты сочетаются с жадным интересом художника к реальному миру. Работа крупнейшего мастера нидерландского Ренессанса Луки Лей­денского «Исцеление иерихонского слепца» привлекает внимание детальным изображе­нием толпы и пейзажа.
Фламандской живопись XVII столетия
Рубенс, центральная фигура фламандской живописи XVII столетия, охарактеризован в альбоме первоклассными полотнами, раскрывающими разные стороны его многогранного творчества: картиной на мифологический сюжет, портретом, пейзажем.
Портрет Томаса Чалонера — работа одного из величайших в мире портретистов ван Дейка. Среди сочно и широко написанных картин Иорданса, возглавившего после смерти Рубенса фламандскую школу, одна из лучших – «Бобовый король». Работы Снейдерса и Тенирса дополняют представление о фламандской живописи.


Голландское искусство XVII века
Особенность голландского искусства XVII века — развитие отдельных жанров: порт­рета, бытовой живописи, пейзажа, натюрморта.
Яркая жизненность и свободная уверенность широкого письма отличают замечатель­ные портреты Франса Хальса, принадлежащие к лучшим творениям мировой живописи. Правдивость и точность в изображении родной природы находим у крупнейшего худож­ника XVII века Якоба Рейсдаля. К числу превосходных голландских живописцев отно­сятся жанрист Терборх и натюрмортист Кальф. Гордость Эрмитажа составляет собрание картин Рембрандта, о котором помещенные в альбоме произведения дают лишь огра­ниченное представление. Лучшим портретам Рембрандта, изображающим простых людей, прошедших долгий и трудный жизненный путь, свойствен глубокий психологизм («Портрет старика в красном»). Своего высшего выражения гуманизм Рембрандта дости­гает в «Возвращении блудного сына»—картине, относящейся к самым значительным созданиям мирового искусства.

Английская школа  XVIII века
Небольшое, но ценное собрание английской школы в Эрмитаже состоит преимущест­венно из картин XVIII века — времени начала расцвета национальной школы живописи, в которой главное место принадлежит портрету. К сожалению, крупнейший из англий­ских мастеров портрета — Рейнолдс — не представлен в галерее своими работами в этом жанре. Но Эрмитаж обладает тремя картинами его кисти, из них в альбом включена наиболее привлекательная — «Амур развязывает пояс Венеры». В разделе английского искус­ства имеются работы других видных портретистов. Среди них самый замечательный — «Портрет герцогини де Боуфорт (?)» — создан волшебной кистью Гейнсборо. Полотно Морленда «Приближение грозы» характеризует пейзажную живопись Англии.


Французская школа
Собрание французской живописи, едва ли не самое значительное за пределами самой Франции, наиболее богато картинами XVII —XVIII веков, а также последней четверти XIX — начала XX столетия. Серебристая по колориту картина Луи Ленена «Семейство молочницы» принадлежит к лучшим работам художника, чье творчество посвящено суро­вой простоте крестьянской жизни. Пуссен, в искусстве которого воплотились лучшие стороны классицизма, с его культом благородного и возвышенного, разумного и упоря­доченного, представлен в альбоме картиной «Танкред и Эрминия», волнующей зрителя живописными достоинствами и своей нежной поэзией. Коллекция позволяет хорошо изучить творчество Клода Лоррена, мастера классического пейзажа. К шедеврам худож­ника принадлежит «Утро» — одна из четырех картин цикла «Времена суток». В творче­стве крупнейшего живописца XVIII века Ватто острая и тонкая наблюдательность пере­плетается с поэтической мечтательностью. В небольшой картине «Савояр» увлечение фла­мандской традицией сочетается с живыми наблюдениями действительности. «Актеры французской комедии» — одно из многих произведений художника на тему современной ему театральной жизни.
В середине XVIII века поверхностному и легкомысленному изяществу даровитого Буше противостояло реалистическое искусство Шардена, в работах  которого отражена
повседневная жизнь третьего сословия. Фрагонар, виртуозный живописец, блестяще вла­девший светотенью, фривольный, как его учитель Буше, и поэтичный, как Ватто, много изучавший итальянских и голландских мастеров, представлен в Эрмитаже тремя картинами, из которых в альбом включена самая известная из них—«Поцелуй украдкой». В этом позднем произведении, умело скомпонованном, живопись приобрела холодноватую гладкость, сменившую свободу и легкость его более ранних картин. Крупнейшему пред­ставителю классицизма Энгру в собрании принадлежит великолепный по характеристике, композиционному построению и изысканности красочных сочетаний «Портрет графа Н. Д. Гурьева». Так же, как Энгр, только одной стороной своего сложного и противо­речивого творчества, представлен и глава романтической школы — Делакруа. Обе эрми­тажные картины относятся к числу работ, написанных им под влиянием красочной жизни Востока, когда колорит приобретает особую интенсивность, а трактовка сюжета стано­вится предельно взволнованной и напряженной.
Французский пейзаж достиг своего расцвета в XIX веке, в произведениях художни­ков Барбизонской школы. Ее основоположнику Т. Руссо в собрании принадлежит восемь картин раннего периода, из них в альбоме помещен довольно редкий в его творчестве городской пейзаж, отличающийся характерными для художника трезвым объективизмом и пристальным вниманием к деталям; эти особенности роднят произведения Руссо с гол­ландским пейзажем XVII века. К группе барбизонцев, наряду с Дюпре, Диазом де ла Пенья, Тройоном и Добиньи, о которых эрмитажное собрание дает исчерпывающее представле­ние, относится и Милле, изображавший трудовую жизнь деревни. Особое место занимает Коро, лишь отчасти связанный с барбизонцами; его поэтическому творчеству, проник­нутому мечтательной созерцательностью, чужд трезвый объективизм других художников Этой группы.
Особенно ярко представлено в музее искусство импрессионистов и ближайших их преемников. Выступившие впервые в 60-е годы XIX века молодые художники Моне, Писсарро, Сислей, Ренуар поставили перед собой задачу донести до зрителя непосред­ственные впечатления от натуры, не осложненные раздумьями и переживаниями, вос­произвести эффекты освещения в разное время года и дня, передать явления в их постоянной изменчивости. Они писали картины на открытом воздухе, их внимание при­влекала окружающая природа, современная жизнь. В Эрмитаже восемь работ Клода Моне. Репродуцированная в альбоме «Дама в саду», с ее мастерски переданными резкими конт­растами освещения, относится к раннему периоду творчества этого художника. По-новому подошел к теме городского пейзажа Писсарро, воспроизводивший в своих полотнах шум­ные парижские улицы и площади. В творчестве Ренуара большое место занимает порт­рет. Сезанн в начале своей деятельности был связан с импрессионистами, но впослед­ствии выбрал другой путь: вместо постоянно меняющейся природы, он стремился выявить ее основные и неизменные формы. Из десяти картин собрания Эрмитажа в альбом вклю­чен его пейзаж «Берег Марны». Особое место во французском искусстве принадлежит Дега, иногда причисляемому к импрессионистам. Помещенная в альбоме пастель отражает интерес художника к балету, привлекавшему его и сложностью движений, и эффектами освещения. Особенно богато в коллекции представлен Гоген. Все пятнадцать его картин написаны в период пребывания на Таити. Примитивную культуру жителей этого острова он противопоставлял уродству буржуазной цивилизации. Творчество голландца Ван Гога достигло своего расцвета, когда он обосновался во Франции. Воспроизведенная в альбоме картина «Хижины», полная острой напряженности, относится к последнему году жизни гениального художника.
С традициями импрессионизма связан Боннар, в искусстве которого большое значение приобретают декоративные тенденции. Французские художники XX века — Матисс, Дерен и Пикассо — показаны в Эрмитаже лучше, чем в других мировых музеях, но лишь полот­нами, исполненными до 1914 года. Из тридцати пяти картин Матисса в альбоме воспро­изведены ранний пейзаж и один из натюрмортов, написанный в праздничной красочной гамме. Две работы Пикассо (в Эрмитаже хранится тридцать одно произведение), репро­дуцируемые в альбоме, характеризуют разные этапы сложного творческого пути худож­ника. О мастерстве его рисунка позволяет судить превосходная гуашь «Мальчик с собакой», относящаяся к так называемому розовому периоду. Цоиски новых художественных форм, особенно интенсивные в 1907—1912 годах, когда Пикассо разрабатывал методы кубизма, характеризуют один из лучших его натюрмортов этого времени «Зеленая миска и чер­ная бутылка».
Таково содержание альбома. Никакие репродукции, разумеется, не могут заменить оригиналы. Они помогают лишь оживить впечатления, полученные в музее, а у тех, кто еще не имел возможности посетить его, пробуждают желание к непосредственному зна­комству с картинами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий