Иконы Святых и сил бесплотных [1]

Святые Флор и Лавр в образе воинов

Конец 15 века. Центральная Россия
Дерево, левкас, темпера.
70,8 х 45,2 см.
Икона является памятником древнерусской живописи второй половины XV века. Ее стиль отражает как новгородские, так и московские традиции Иконография св. Флора и Лавра (римских каменщиков) в воинском облачении - уникальна. Икона представляет художественную и музейную ценность.
Теги: Иконы ростовые, двухфигурные композиции, 15 век 

Святые князья Борис и Глеб
17 век. Москва
Дерево, левкас, темпера. 
30,3 х 26,8 см.
Святые князья Борис и Глеб представлены в богатых изысканно орнаментированных одеяниях. Техническое совершенство исполнения сочетается с безупречным чувством линии и цвета, с утонченностью образного решения. Образец столичной живописи первой трети XVII в., исполненной по аристократическому заказу. Представляет значительную художественную, историко-культурную и музейную ценность. Икона является памятником иконописи 18 века. Украшающий икону оклад выполнен профессионально и датируется концом 19 века 
Теги: Иконы ростовые, двухфигурные композиции, 17 век
 
Святой великомученик Никита на
престоле, со святыми на полях
17 век. Центральная Россия
Дерево, левкас, темпера. 
 32 х 28 см.
Подобное изображение святого Никиты является редким. В качестве отдаленной аналогии можно привести изображение Димитрия Солунского на иконе начала XIII в. из собрания Государственной Третьяковской галереи, где святой показан сидящим на престоле с мечом и ножнами в руках. Памятник древнерусской живописи XVII в., представляющий иконографический интерес и имеющий художественное значение.
Теги: Иконы именные, тронные, 17 век

Огненное восхождение пророка Илии
Конец 15 века. Новгород
Дерево, левкас, темпера. 
67,5 х 54 см.
В центре композиции куполообразное киноварно-огненное облако, в котором изображен пророк Илия, стоящий в колеснице, запряженной лошадьми. В правом верхнем углу, куда устремляется колесница, в сегменте небесной сферы изображена благословляющая Десница Божия, с надписью: ИС ХС. Слева край огненного облака придерживает архангел Михаил. Внизу слева пророк Елисей, ухватившийся за край милоти Илии. Икона является памятником новгородской живописи второй половины XV века. Имеет высокое художественное значение, иконографический интерес и музейную ценность.
Теги: Иконы новгородской школы, именные, 15 век
Святой Николай, с 16 клеймами жития
16 век. Ростовская школа
Дерево, левкас, темпера. 
 77 х 56,5 см.

В среднике святой представлен в иконографии Николы Зарайского, с двумя обычными медальонами с изображениями Спаса и Богоматери вверху. Редкостью являются два медальона над поземом, слева - с полуфигурой святителя, справа - с полуфигурой мученика. Два последних изображения, очевидно, появились по воле заказчика. Редким является также клеймо 12-е, с изображением родителей, молящих Николу о спасении их утонувшего ребенка. Клейма с циклом повествования о спасении трех купцов, выброшенных в море разбойниками, обычны для новгородских и псковских икон, но нечасто встречаются на иконах ростовской художественной традиции. Высокохудожественное произведение с редкими иконографическими деталями, иллюстрирующее один из этапов сложения северных художественных традиций на основе ростовской художественной культуры. Представляет значительную научную, историческую и музейную ценность.
Теги: Иконы ростовые, ростовской школы, именные, 16 век, иконы с клеймами

Четыре клейма с изображением жития святого Георгия 
(врезок)
16 век. Поволжье
Дерево, левкас, темпера. 
 40,6 х 33 см.
Содержание клейм (слева направо):
1. Св. Георгия сажают на раскаленного медного быка.
2. Мучение св. Георгия на колесе.
3. Погребение святого Георгия.
4. Чудо о язычнике, стрелявшем в икону святого Георгия.
Живопись обладает художественными достоинствами и имеет историко-культурное и музейное значение. Врезок является фрагментом той же иконы второй половины XVI в., которая в данном собрании представлена еще 6 клеймами.
Теги: Иконы именные, иконы с клеймами, 16 век

Шесть клейм из жития святого Георгия
(врезок)
16 век. Поволжье
Дерево, левкас, темпера. 
41,3 х 33,1 см.
 Последовательность сцен на врезке может быть прочитана по-разному. Традиционным, более отвечающим содержанию литературного Страдания св. Георгия, является следующий вариант. Начальный эпизод Страдания - в верхнем левом клейме. Это Приведение Георгия к царю, перед которым он исповедует христианскую веру. Второй эпизод - верхнее правое клеймо, в котором святого по повелению царя бьют воловьими жилами. Третий эпизод - левое среднее клеймо, в котором Георгия заключают в темницу. Четвертый эпизод - левое нижнее клеймо, где Георгий в темнице молится Спасителю. Пятый эпизод - среднее правое клеймо - Георгию прокалывают ребра копьем. Шестой эпизод - нижнее правое клеймо, в котором святого истязают железными крючьями. Врезок является фрагментом произведения, редкого по принципу компоновки житийных клейм. Живопись обладает художественными достоинствами и имеет историко-культурное и музейное значение. В данном собрании фрагментом того же произведения является икона с четырьмя клеймами жития Георгия.
Теги: Иконы именные, 16 век, иконы с клеймами

Лука Евангелист, со Святыми на полях
16 век. Москва
Дерево, левкас, темпера. 
57 х 43 см.
Икона является фрагментом Царских врат иконостаса, в которых она находилась на левойстворке внизу. Надпись с именем евангелиста не сохранилась, но по типу лика и тексту в его книге он легко определяется как Лука. На обороте надпись почерком второй половины XIX в.: «Приписать Андрея Критского и мученицу Агрипену». Эти святые изображены на полях. Икона евангелиста Луки принадлежит к аристократической линии в искусстве Москвы конца XVI в. Изящный рисунок, нежный колорит, изысканная ритмика, мастерство и тщательность исполнения свидетельствуют о том, что заказчик Царских врат, частью которых является данное изображение, принадлежал к элитарной среде. Высокохудожественное произведение музейного значения.
Теги: Иконы ростовые, иконостасные, 16 век, московская школа, именные  

Архангел Гавриил, из деисусного чина
17 век. Поволжье
Дерево, левкас, темпера. 

98 х 34,5 см.
Архангел изображен в рост, в повороте влево, в его левой руке мерило, в правой - красное зерцало с буквами «ХС». Хитон красный, гиматий - темно-зеленый. Нимб светло-зеленый, крылья зеленоватые с белильными разделками; фон - охра; надпись красновато-коричневая: «Архистратиг Гавриил». Памятник провинциальной живописи XVII века, представляющий художественную и музейную ценность.
Теги: Иконы ростовые, именные, 17 век
 


Пророк Даниил во рву львином
Боковая дверь иконостаса
17 век. Поволжье
Дерево, левкас, темпера.
170 х 61 см.


В вытянутый по вертикали формат искусно вписан основной сюжет, дополненный эпизодом
посещения Даниила пророком Аввакумом. Композицию завершает образ Христа Эммануила в небесах. Изображения Даниила во рву львином были характерны для боковых дверей русских иконостасов XVI- XVII веков. В настоящее время подобные произведения являются редкостью. Икона исполнена в легкой, свободной манере; с особым изяществом нарисованы фигура Даниила и как бы взбегающие к небу горки. Творческая свобода иконописца в обращении с художественным наследием рубежа XVI- XVII веков свидетельствует о хронологической близости памятника этому периоду. Икона может быть датирована первой третью XVII в. Ее локализация затруднительна. Редкость и художественные достоинства памятника делают его ценностью музейного значения. 
Теги: Иконы ростовые, иконостасные, именные, 17 век  

Святые Никола Чудотворец и 
Евфимий Новгородский
17 век. Новгород
Дерево, левкас, темпера
 31,6 х 27,1 см.
Святые в рост, в полоборота друг к другу, в молении образу Богоматери Знамение, представленному в сегменте неба. Они облачены в фелони из тканей с вписанными в круги крестами; омофоры белые. В руках каждого Евангелие. Св. Николай с непокрытой головой, св. Евфимий в белом округлом клобуке. Икона является памятником живописи XVII в., вероятно, новгородской. Имеет художественное значение, представляет музейный интерес
Теги: Иконы ростовые, новгородская школа, двухфигурные композиции, 17 век


Первоверховные апостолы Петр и Павел, 
с деяниями в 12 клеймах
17 век. Север
Дерево, левкас, темпера. 
 86,5 х 68 см.
В среднике представлены апостолы Петр и Павел, в рост, в молитвенном обращении к Богу-Отцу, изображенному в верху средника, в красной сфере с белыми звездами, окруженной облаками. Петр с ключом, Павел с книгой. В 12-ти клеймах - сцены их деяний. Икона является памятником живописи русского Севера второй половины XVII в. Представляет иконографический интерес, имеет художественное и музейное значение.
Теги: Иконы ростовые, с клеймами, двухфигурные композиции, 17 век  

Чудо святого Георгия о змие, с Параскевой
пятницей и Николой Чудотворцем на полях

17 век. Русский Север
Дерево, левкас, темпера. 
29,3 х 24,6 см.
Любимый народом сюжет Чуда Георгия о змие в иконе сопровождается изображениями также наиболее почитаемых Параскевы Пятницы и Николы чудотворца. Иконографической особенностью произведения является то, что при наличии венца над головой Георгия отсутствует изображение ангела, несущего этот венец. Нимб Георгия не был изображен; иконописец лишь наметил его левый край контуром плаща святого. Георгий держит копье в левой руке, повод - в правой. Традиционный сюжет трактован в духе народного искусства. При упрощенной передаче формы и скупой палитре иконописец работает смело и решительно, с хорошим чувством ритма основных красочных пятен. Манера письма иконы, ее краски и композиция находят аналогии в ряде памятников иконописи Карелии второй половины XVII в. Икона представляет художественную, историко-культурную и музейную ценность.
Теги: Иконы ростовые, именные, 17 век  

София Премудрость Божия
17 век. Карелия (Обонежье)
Дерево, левкас, темпера. 
 110,5 х 79 см.
Подобные изображения Софии Премудрости были популярны в русской иконописи XVI-XVII веков. Необычной деталью памятника являются красные ткани одеяний ангелов, которые образуют как бы пяты небесной арки. По-видимому, это результат декоративной интерпретации изображения небосвода в виде свитка, у которого видна «оборотная» сторона. Колорит иконы позволяет связывать ее с иконописью Карелии. На ее нижнем поле имеется надпись, сообщающая о том, что она была вложена в церковь на Яндомозере крестьянами того же села Яндомозеро. Это село находится на Онежском полуострове, к северу от Кижского погоста. Существующая деревянная яндомозерская Варваринская церковь была построена в 1650 г. До нее там имелась часовня, упомянутая в писцовой книге 1563 г. Данная надпись является ценным источником, вносящим уточнения в историю яндомозерской Варваринской церкви, сама же икона - важным источником для изучения живописи Карелии. Как редкий памятник с исторической надписью, имеющий точную локализацию, икона представляет несомненную художественную, историко-культурную и музейную ценность.
Теги: Иконы именные, тронные, 17 век 







Комментариев нет:

Отправить комментарий