Тенистая ива. Я думал, всего на миг,
И вот – стою долго-долго...»
Сайге
Японские сады рассчитаны на побуждение человека к созерцанию. Согласно философии дзэн, все внешнее – иллюзорно и несущественно, а главное находится внутри вещей и объектов. Задача художника – оживить эти внутренние силы, вызвать ощущение красоты в самом простом. Поэтому, если попытаться перенести японский сад или парк в какую-либо иную страну, то ожидаемого эффекта не получится.
Дух, атмосфера – вот что главное при создании этих ландшафтов. Древняя религия японцев – синтоизм – была замешена на обожествлении окружающей природы. Они поклонялись Солнцу, Камню и Дереву, горным вершинам, живописным скалам, могучим деревьям, водоемам и водопадам. Уже с 16 в. в усадьбах знатных японцев разбивали садики с небольшими водоемами и островками.
Дух, атмосфера – вот что главное при создании этих ландшафтов. Древняя религия японцев – синтоизм – была замешена на обожествлении окружающей природы. Они поклонялись Солнцу, Камню и Дереву, горным вершинам, живописным скалам, могучим деревьям, водоемам и водопадам. Уже с 16 в. в усадьбах знатных японцев разбивали садики с небольшими водоемами и островками.
Позже, когда в Японии стал все шире распространяться буддизм, на его основе сложился и первый тип классического сада. Он назывался [Сима] остров и в основе имел искусственное озеро с островком в центре. С берега на остров перекидывали мостики – один на севере, другой на юге. Остров символизировал Рай, а извилистые дорожки и мостики – сложные пути его достижения.
..........................................................................................................
Считалось, что красивые участки
ландшафта являются
жилищем духов и богов – [коми].
Первые попытки создания садов
походили скорее на сотворение
природных алтарей
..........................................................................................................
Принципов построения садов несколько, и соблюдаются они неукоснительно. Во-первых, следует придерживаться естественных форм. Японцы избегают прямых линий, здесь нет прямых дорожек английского сада и строго отмеренных отрезков версальского парка.
Во-вторых, все декоративные элементы вводятся c учетом практичности – скажем, по восхитительным каменным, деревянным или глиняным мостикам переходят речки и ручьи. Место для водопада доставляло особые хлопоты: он должен был находиться вдали от дома, но так, чтобы можно было слышать ночью журчание воды и видеть при луне ее отблески. Одних только классических форм водопада существует c десяток – там и скользяще-падающий, и падающий полотном, и нитевидный, и правый, и левый…
На протяжении многих столетий тысячи садовников поддерживают сады в том виде, в котором их создали древние мастера. Сверяясь со старинными схемами, прореживают иголки на сосне и подстригают ветки. В результате сохраняется уникальная картина, созданная человеком в соавторстве с природой, где каждая деталь продумана и заботливо вписана в общую концепцию.
…Есть свои жемчужины и в Токио. Один из самых знаменитых парков главного японского мегаполиса – Рикугиен. Этот традиционный сад разбит на земле, подаренной в 17-м веке императором одному из самых преданных вельмож: канцлер пятого сегуна Янагисава был известен не только верностью императору, но и большой склонностью подебоширить. Однако в данном случае эта его склонность
уступила место старательной, кропотливой и тщательной работе. В результате сад Янагисавы известен как лучший ландшафтный сад эпохи Эдо. К слову, позже за его обновлением следил основатель фирмы «Митсубиси» Ивасаки Ятаро (говорят, именно он – загадочный Президент, герой книги «Мемуары гейши»).
Комментариев нет:
Отправить комментарий